Музыкальное мышление у детей младшего школьного возраста.

В музыкальном мышлении наблюдаются все признаки мышления как такового, кроме

одного: в музыкальном мышлении (в предлагаемом здесь понимании) отсутствует

сознательная составляющая, а именно – различение сходного и несходного,

анализ звучащей информации и синтезирование идеального представления о

звучащем феномене происходят бессознательно.

Проблема формирования музыкального мышления является одной из самых

притягательных в музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. Ответ на

вопрос, как сформировать музыкальное мышление учащихся мог бы скоординировать

усилия многих учёных, методистов, учителей музыки в поиске наиболее

оптимальных способов преподавания музыки в общеобразовательной школе.

В музыковедении делаются попытки создать целостную концепцию музыкального

мышления на основе применения идей современной психологии, эстетики,

лингвистики, теории информации, кибернетики и т.д. Но наиболее эффективным,

на наш взгляд, является подход к музыкальному мышлению со стороны именно

музыки. Специфика музыкального мышления в творчестве, исполнении, восприятии

побуждает нас глубже проникать в природу самого музыкального искусства и

именно там искать ответы, столь необходимые сегодня музыкальной педагогике.

Достоинство музыкального искусства заключается не в конкретике изображения

каких-либо картин или явлений, а в обобщённом выражении в музыке чувств,

мыслей, идей. Чтобы наиболее обобщённым образом подойти к проблеме

музыкального мышления, попытаемся рассмотреть её в сравнении с самыми

стержневыми сторонами мышления, тем более что законы мышления в музыке,

конечно, соотносятся с общими законами и принципами мышления вообще.

В философском аспекте обращает на себя внимание три основные функции

мышления: познание существенных связей и отношения предметов и явлений,

творческое созидание новых идей, способность к вычленению, удержанию и

оперированию всем объёмом понятий, образов. представлений. С психологической

точки зрения, мышление - это целенаправленное использование, развитие и

приращение знаний. Эти трактовки не противоречат, а во многом совпадают и

дополняют друг-друга, потому что в каждом из философских аспектов

присутствуют психологические и наоборот. Анализ различных подходов в изучении

мышления с точки зрения нашего исследования, привёл нас к выделению трёх

важнейших аспектов развития музыкального мышления младших школьников: это

объём, связь и творчество. Рассмотрим общие музыкальные основы этих трёх

аспектов и специфику их преломления в музыкальных занятиях с учениками

начальных классов.



Развитое мышление человека характеризуется способностью образования

содержательных абстракций, помогающих воспроизводить целостность явления,

процесса или предмета. Психологи давно настаивают на возможно более раннем

развитии у школьников способности к образованию содержательных обобщений,

вычленяющих такие стороны, свойства и состояния предмета, которые сами по

себе обладают самостоятельностью. Это позволяет в сжатом виде охватывать

многообразие предметов, сводить их в определённые классы, а затем

опрерировать ими.

Что в музыкальном искусстве может выполнять роль содержательной абстракции,

обладающей определённой самостоятельностью и целостностью, позволяющей

осуществлять вышеописанные мыслительные операции? Ответ один - интонация. Но

не в привычном понимании музыкантов - чистая или нечистая, а в подходе к

интонации как к смыслу. Такой подход был разработан Б.В.Асафьевым в его

интонационной теории. В этой теории под интонацией, в широком плане,

понимается смысл речи, её психический тонус, настроенность. В более узком -

“фрагменты музыки”, “мелодийные образования”, “памятные мгновения”, “зёрна-

интонации”.

Интонационный подход в музыкальной педагогике наиболее целостно представлен в

программе по музыке для общеобразовательной школы Д.Б.Кабалевского.

Центральной темой его программы является тема второй четверти второго класса

- “Интонация”, поскольку “именно она отвечает всем требованиям, предъявляемым

к предельной абстракции, становится той поворотной точкой, с которой в

программе (Д.Б.Кабалевского - А.З.) начинается восхождение от абстрактного к

конкретному, к целому на новом уровне”. Проанализируем выделенные нами три

сферы мышления (объём, связь и творчество), с точки зрения интонационного

подхода.

ОБЪЁМ музыкального мышления я предлагаю рассматривать с точки зрения

развитости музыкально-интонационного словаря учащихся, развитие которого

создаёт основу для формирования способности к связыванию отдельных

разрозненных музыкальных впечатлений в целостную картину музыкального

искусства и творческого проявления ребёнка в музыке. Действительно, если у



ребёнка нет “слов” (“фрагментов музыки”) в его интонационном словаре, то,

конечно, он не может следить за появлением в произведении новых интонаций,

сравнивать их и т.д. Поэтому задача накопления интонационного словаря у

младших школьников, а, особенно, представленности и закрепления в нём

“памятных мгновений” из классических произведений, кажется нам очень

актуальной и своевременной.

Акцент на классической музыке сделан не случайно. Опыт работы многих

учителей музыки за последние годы показывает, что уже в начальной школе

классические произведения, такие как “Сурок” Л.Бетховена, “Ария Сусанина”

М.Глинки, 3 часть 5 симфонии Л.Бетховена, “Вальс” из балета “Спящая

красавица” П.Чайковского, “Утро” Э.Грига и др. могут стать любимыми у

учеников. К сожалению, пока на уроках чаще доминируют детские песни, которые

в большинстве своём имеют или идеологический, или морализаторский, или

развлекательный характер. Большая часть из них может быть легко перенесена во

внеклассные занятия, для того чтобы успеть на уроках как можно ближе

познакомить учеников с настоящим высоким классическим искусством. К тому же,

следует осознавать, что только в общеобразовательной школе все ученики могут

иметь возможность систематически знакомиться с музыкальными шедеврами

Важно подчеркнуть, что под интонационным словарём мы понимаем не словарь

музыкальных терминов, а “запас” музыкальных интонаций, которые полюбились,

запомнились ученикам.

Мышление, как процесс познания предметов или явлений, всегда включает в себя

поиск СВЯЗЕЙ: внешних и внутренних, существенных и несущественных. В

музыкальном искусстве особенно важна связь явлений в движении, изменчивости,

в соотношении звучащих элементов. Основой для наблюдения этих взаимосвязей

может служить интонация. Внутри произведения одна интонация вызывает другую,

связывается с ней. В самом музыкальном искусстве, в целом, интонация

становится тем основанием, которое связывает воедино все стороны и грани

музыкальной культуры: “... и факты творческие, и стилевые, и эволюцию

выразительных элементов, и формообразование... Явление интонации связывает в

единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание-слышание”.

В массовой музыкальной педагогике пока ещё мало разработанных методов работы,

направленных на установление интонационных взаимосвязей между музыкальными

произведениями, изучаемыми на уроках, в творченстве определённого

композитора, стиля, жанра. Неразработанность подобных методов не позволяет

учащимся, особенно начальной школы, воспринимать каждое новое произведение

целостно, “видеть” связи нового произведения с уже известными ему по близкому

образному строю, стилевым и жанровым особенностям музыки, что тормозит

формирование целостного представления о музыкальном искусстве, как базе

полноценного музыкального творчества ребёнка.


5942903327249805.html
5942937259957520.html
    PR.RU™